- Подробности
-
Создано 10.02.2014 20:42
В России снова дорожает бензин. Падение рубля и сезонное снижение спроса на нефтепродукты сделали для нефтяников привлекательной экспортную альтернативу
, что привело к росту оптовых цен на топливо с начала года, пишет «Коммерсант».
В декабре 2013 года за рубеж российские нефтяники поставили 344,7 тыс. тонн высокооктанового бензина (выше рекордных для прошлого года апрельских объемов), а в январе — около 400 тыс. тонн. При этом, согласно данным ЦДУ ТЭК, активно экспортировали все крупные компании без исключения. Привлекательность поставок нефтепродуктов за рубеж, в свою очередь, выросла в связи с сезонным снижением спроса внутри страны и ослаблением рубля — национальная валюта с начала года потеряла свыше 6% к доллару и евро.
Увеличение оптовых цен на высокооктановый бензин в итоге привело к росту спроса и волнениям среди независимых участников рынка нефтепродуктов. Дело в том, что зимние месяцы — время максимальной маржи для владельцев АЗС, которую они могут получить благодаря низким ценам на топливо в опте и стабильным ценам в рознице. В текущей же ситуации при дальнейшем увеличении стоимости нефтепродуктов участники рынка такой возможности могут быть лишены. По словам одного из них, в самом тяжелом положении сейчас находятся владельцы независимых АЗС в Сибири, поскольку самый резкий рост цен пришелся на нефтепродукты Ачинского и Ангарского НПЗ.
Оптовые цены на бензин АИ-92 в Сибири и на Дальнем Востоке выросли с начала года на 9%. В целом же независимые игроки обеспокоены возникновением дефицита топлива и…ожидают, что рост экспорта приведет к ситуации, аналогичной прошлогодней, когда в результате на внутреннем рынке в июле—августе «практически не осталось нефтепродуктов».
Однако в Минэнерго не видят предпосылок для этого, так как сейчас запасы топлива в стране составляют около 1,5 млн тонн (критическим уровнем считается 1,3 млн тонн нефтепродуктов).
Заметный рост оптовых цен на бензин начался в середине января, отмечают «Ведомости». Главные причины — ослабление курса рубля, что увеличило привлекательность экспорта, снижение внутреннего спроса. В 2013 году был утвержден налоговый маневр, который предполагает поэтапное повышение нефтяного НДПИ при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты(заградительную пошлину на бензин не отметили). Так как пошлина на бензин рассчитывается от пошлины на нефть, с февраля ее размер также был снижен на 3,7% до $347,6 за 1 тонну.
Поскольку решение о снижении экспортных пошлин вступило в силу только с февраля, а не с 1 января 2014 года, нефтяники могут получить еще и компенсацию в размере до $150 млн, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники. Предложение было подписано Молодцовым и направлено в правительство.
Нефтяники обещали развернуть экспорт и вернуть бензин на внутренний рынок, если это потребуется», — рассказал участник недавнего заседания штаба Минэнерго по нефтепродуктам В то время как на оптовом рынке ощущается нехватка свободных ресурсов и цены идут вверх, государственные регулирующие органы требуют удержания розничных цен на прежнем уровне,констатирует «Интерфакс».
Таким образом, владельцам частных АЗС надеяться на помощь со стороны государства не стоит. При этом далеко не все участники рынка сохраняют такой же оптимизм, как представители ФАС. Особенностью топливного бизнеса является выраженный циклический характер изменения розничной маржи. Зимой АЗС уменьшают объем реализации вслед за сезонным снижением спроса, но при этом зарабатывают относительно много с каждого проданного литра топлива. Летом, в период пикового спроса, маржа снижается до минимума на возрастающих объемах реализации. Эксперты отмечают, что вначале зимнего сезона маржа независимых АЗС действительно была высокой, но сейчас она снижается.
По мнению генерального директора некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Александра Гудкова, нынешняя ситуация в перспективе может грозить банкротством ряду продавцов бензина. «Зимой-2013/14 накопить достаточного финансового запаса независимым АЗС может не получиться», — сказал Гудков.
Чтобы избежать банкротства, владельцы автозаправочных станций ищут покупателей на свои активы. Информационные системы, предоставляющие информацию о продаже готового бизнеса, сейчас показывают значительное число предложений со стороны собственников небольших сетей АЗС.
Проблема в том, что крупные компании не проявляют заинтересованности в скупке АЗС. Период активного создания и расширения фирменных розничных сетей давно завершился. Самая свежая новость о том, что «Газпром нефть» приобрела сеть бензоколонок, датирована 2012 годом.
Для потребителей описанные выше проблемы малого бизнеса непосредственной угрозы не несут. Больше половины АЗС контролируется вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые не допустят дефицита топлива в своих розничных сетях и будут выполнять предписания регулирующих органов в области ценовой политики. Если курс рубля продолжит снижаться, цены на АЗС постепенно пойдут вверх, но рост будет плавным.