С начала года розничная цена на бензин марки А-92 и А-95 в Петербурге выросла в среднем на 5%. По данным Thomson Reuters KORTES, А-92 сейчас можно купить за 31,26 руб. за литр, АИ-95 — 34,7 руб. Для сравнения в начале года автозаправки предлагали топливо за 29,74 руб. и 33,05 руб. соответственно. Для сравнения: в 2013 году рост по А-92 составил 3,9% и 5,6% по А-95 за весь год.
Московские автовладельцы столкнулись с более высоким ростом — в столице литр 95-го продают по цене 35,17 руб., А-92 — 31,75 руб., что на 6,2% и 6,9% выше стоимости бензина в январе.
Однако в обоих регионах рост оказался ниже, чем в среднем по Российской Федерации (кроме А-95 в Московском регионе). В целом средние цены в России в розничном секторе с начала года изменились следующим образом: бензин А-92 вырос на 7,3%, бензин А-95 на 6,0%, дизельное топливо выросло на 0,2%.
Как объясняют аналитики Thomson Reuters KORTES, розничные цены на бензин связаны с ростом цен на оптовом рынке. Сильное влияние на внутренние цены оказывают макроэкономические параметры – мировые цены на нефть и нефтепродукты, а также курс рубля к доллару США.
Так, например, стоимость 92-ого бензина в августе этого года на рынке северо-западной Европы сократилась на 2,4% по сравнению с январем 2014 года. В тоже время если посмотреть как вели себя мировые цены, выраженные в рублях, то рост составил 7,4%, за счет ослабления рубля с декабря 2013 по август 2014 практически на 10% (с 32,89 до 36,17 руб. за доллар США).
Кроме того, колебания мировых цен на бензин имеют сезонный характер. Традиционно, с началом «автомобильного сезона» и ростом спроса на топливо цены на мировом рынке растут, достигая пика в марте-апреле, что приводит к росту СПОТ цен в России. Затем следует период снижения цен и последующий рост с пиком в августе-сентябре, после которого цены вновь снижаются.
В отличии от розничного сектора, оптовый рынок оперативно реагирует на изменения на мировом рынке. Розница реагирует с определенным лагом во времени и более плавно. Владельцы АЗС говорят о «толстом» и «тощем сезоне»: в момент резкого поднятия цен на спотовом рынке маржа АЗС сокращается, при этом цены на табло АЗС плавно подрастают. А вот во время снижения спот цен – так называемого «толстого» сезона, владельцы АЗС могут компенсировать маржу, не снижая ценники.
Также на локальный рост цен в некоторых регионах России в этом году повлияли аварии на НПЗ. Так, авария на Ачинском НПЗ привела к росту цен на бирже с последующим ростом цен в розничном секторе в близлежащих регионах. В начале года такой же всплеск был вызван пожаром на Рязанском НПЗ.
Как поясняют эксперты, ремонтные работы на НПЗ не являются объективными причинами роста цен. НПЗ перед ремонтом заполняют свои хранилища, чтобы обеспечить долгосрочные контракты, поскольку график ремонтов известен. Однако, этой информацией о ремонте могут манипулировать спекулянты, объясняя очередное повышение цен, говорят эксперты.
Если говорить о перспективе, то аналитики Thomson Reuters KORTES ожидают, что цены на бензин не превысят уровня инфляции более чем на 1-2% по результатам года.