Производства бензина в 2015 году может сократиться. Но до дефицита еще далеко — потребление также снизится из-за кризиса.
Производство бензинов в России в 2015 году может снизиться на 1–2% по сравнению с 2014-м — с 36,7 млн до 36 млн т, отметил заместитель генерального директора Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Минэнерго Евгений Сыровой, выступая в четверг, 2 апреля, на конференции «Бензины-2015». Причины — в сокращении спроса на топливо, проблемах у компаний с получением кредитов и переносе программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на более поздний срок.
Снижение объемов переработки нефти в 2015 году прогнозировал министр энергетики Александр Новак в феврале. Российские нефтеперерабатывающие заводы в 2015 году могут переработать 286 млн т нефти против 289 млн т по итогам прошлого года.
Темпы нефтепереработки в России замедляются, так как снизилась ее маржа из-за налогового маневра, объясняет начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По подсчетам нефтегазового центра Ernst & Young, маржа переработки для среднего условного НПЗ в центральной части России может снизиться в 2015 году до $20 за тонну (при цене нефти $60), в 2014-м маржа доходила до $70–75 с тонны.
Производство бензинов в РФ в первом квартале 2015-го выросло на 2,6% относительно аналогичного периода прошлого года до 10 млн т, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. При этом в марте производство бензина сократилось на 2,9%, до 3,2 млн т.
В 2015-м «Башнефть» планирует сократить объем нефтепереработки на 9,2%, до до 19,7 млн т, из-за усложнившихся экономических условий и налоговой реформы в отрасли, говорил ранее финансовый директор компании Денис Станкевич. Пресс-секретарь «Башнефти» Сергей Вереземский в четверг уточнил, что «планы по модернизации НПЗ не требуют корректировки, поскольку основные проекты, связанные с повышением качества продукции для выполнения требований техрегламента, были завершены в 2013–2014 годах». «Следующий этап модернизации — строительство установки замедленного коксования — направлен на прекращение выпуска темных нефтепродуктов: мазута и вакуумного газойля. Этот проект планируется завершить к 2019 году», — сообщил он.
Падение спроса на светлые нефтепродукты из-за кризиса налицо, говорит попросивший об анонимности менеджер «Сургутнефтегаза». Но компания не снижает планы по производству бензина и вовремя модернизирует установки, уверяет он.
ЛУКОЙЛ в апреле по плану собирается запустить установку каталитического крекинга на «Ставролене», говорит сотрудник компании. Большинство заводов компания уже модернизировала, по итогам первых трех месяцев 2015 года производство светлых нефтепродуктов даже растет, сказал он РБК.
Отсроченный ремонт
И все-таки планы отдельных нефтяных компаний по производству топлива могут быть пересмотрены — как раз из-за отложенной модернизации, говорит РБК чиновник Минэнерго. Возможны задержки у «Роснефти», знает он и собеседники РБК в двух нефтяных компаниях-конкурентах. По словам одного из них, «Роснефть» просит перенести запуск установок изомеризации и алкилирования на нескольких своих заводах с 2015–2016 годов на 2018–2020-е из-за нехватки средств. Но в случае, если государство выделит ей финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ) или иных источников, все обещают сделать вовремя, говорят двое конкурентов. Заместитель министра экономики Николай Подгузов отмечал, что в заявке «Роснефти» на получение средств из ФНБ — 11 проектов в нефтепереработке.
В зону риска попадают установки изомеризации на Рязанском НПЗ и «Газпром нефтехим Салавате», говорил в начале этого года заместитель директора департамента нефти и газа Минэнерго Юрий Злотников (цитата по информационно-аналитическому центру Rupec). Также опасения ведомства вызывают сроки запуска установки каталитического крекинга на Омском НПЗ.
Сама «Роснефть» утверждает, что не пересмотрела свои планы по модернизации НПЗ, хотя сложности есть. «В условиях ограничения роста цен и существующих обязательств по поставкам нефтепродуктов новая фискальная система ведет к снижению маржи нефтепереработки оценочно до двух раз в сравнении с налоговым режимом 2014 года, что существенно снижает ее эффективность. При этом в преимущественном положении оказываются НПЗ, не производящие нефтепродукты для внутреннего рынка и не осуществляющие инвестиции в модернизацию», — подчеркнул представитель «Роснефти».
ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и ТАИФ подали заявки в ФАС с просьбой о корректировке соглашений, касающейся пересмотра графика модернизации ряда нефтеперерабатывающих заводов, сообщил РБК Махонин. По его словам, такой заявки от «Роснефти» не было, но помимо ФАС заявки также принимают Ростехнадзор и Ростехрегулирование. Представитель Минэнерго подчеркивает, что поданные заявки — еще на рассмотрении.
Представители ЛУКОЙЛа и Минэнерго от официальных комментариев отказались, пресс-служба «Газпром нефти» не ответила на запрос РБК. «Газпром нефть» видит снижение спроса на бензин в этом году и прогнозирует его рост в последующие годы, сказал на конференции начальник отдела систем анализа и прогнозирования компании Александр Митник.
По мнению конкурентов «Роснефти», из-за корректировки ввода мощностей компания лоббирует сохранение оборота бензина класса «Евро-4» после 2015 года (по планам Минэнерго, с начала 2016-го оборот этого топлива должен быть запрещен, но некоторые предприятия смогут выпускать его для нужд экспорта). Махонин не исключает эту возможность и подтверждает, что вопрос обсуждается. «Все будет зависеть от сроков окончания модернизации заводов, а также от политики государства в плане размера акцизов на бензин. Но уже сейчас понятно, что топливо такого качества будет оставаться востребованным, в том числе для нужд экспорта. Например, в Казахстане до сих пор готовы покупать «Евро-2» и «Евро-3», которые уже запрещены к обороту внутри России», — объясняет он.
Дефицита пока не будет
Минэнерго не допустит дефицита бензина, убеждал Новак президента Владимира Путина на совещании в феврале. Минэнерго просит Минфин выделить деньги из антикризисного фонда для НПЗ, реализующих программу перехода на «Евро-5». «Есть на сегодня определенные проблемы, связанные с финансированием ввода и модернизации 27 новых установок. Мы с учетом антикризисного плана работаем с компаниями для того, чтобы обеспечить механизмами финансирования эти установки», — говорил министр. По его словам, нефтяные компании уже вложили за несколько лет в модернизацию НПЗ 830 млрд руб.
Директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов полагает, что риск дефицита автомобильного бензина вырастет к 2016 году, особенно если все-таки будет запрещено топливо «Евро-4». «Пока бензина хватает, на рынке профицит. Одна из причин — экспорт товарного бензина оказался ниже плана из-за запрета Казахстана на поставки автобензина из России до 21 апреля 2015 года. Кроме того, внутренний спрос на топливо упал примерно на 10% от прошлогоднего. Но из-за отставания компаний от графика ремонтов НПЗ, особенно «Роснефти», уже в 2016-м производство товарного бензина и дизельного топлива, соответствующих техническому регламенту, может снизиться», — отмечает эксперт.
Центральный офис в Брянске:
241020, г. Брянск, ул. Дзержинского, д. 30-Б
Адрес:
Брянск, ул. Дзержинского, 51
Телефоны / ФАКС:
(4832) 754-871, (4832) 754-873,
(4832) 754-874, (4832) 754-876,
(4832) 639-777, (4832) 639-888,
(4832) 639-797, (4832) 639-898