Новости

Новости

В правительстве решили провести налоговый эксперимент в нефтяной отрасли

neftМинистр энергетики Александр Новак сообщил, что премьер Дмитрий Медведев поддержал идею оценить на практике целесообразность перехода с налога на добычу полезных ископаемых на налог на добавленный доход. Новый налог будет взиматься с 2015 г. на отдельных месторождениях — пилотных проектах. Идею не поддержал только Минфин, сообщил Новак.
О желании поучаствовать в пилотах ранее заявляли «Башнефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Желающие отнюдь не ограничиваются тремя компаниями, утверждает сотрудник нефтяной компании: «У остальных тоже есть что предложить, ждем решения правительства». «Газпром нефть» тоже предложила два месторождения, следует из презентации Минэнерго. Перечень компаний находится на обсуждении, сообщил представитель Минэнерго.
Решение о применении НДД для пилотных проектов не принято, следует из ответа директора департамента Минфина Ильи Трунина, который он передал через пресс-службу. Против выступил не только представитель Минфина, но и другие члены правительства, уверяет он. О пилотных проектах речь не идет и если задумываться об НДД, то только на очень долгосрочную перспективу, сказал Трунин.
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сказала, что у нее нет оснований не верить Новаку.
Замена НДПИ на НДД обсуждается с 1997 г. За переход выступают нефтяники — это стимулирует освоение новых месторождений и позволяет избежать системы адресных льгот по экспортной пошлине. Один из вариантов воплощения НДД — налог на чистый денежный поток от деятельности по разработке месторождения, говорил Алексей Кондрашов из EY.
«Через НДПИ мы изымаем ренту, и переход от этого вида налогообложения на налогообложение дополнительного дохода может привести к тому, что мы потеряем доходы в бюджет», — предупреждал министр финансов Антон Силуанов.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с мая снизится почти на 11 долларов

Пошлина на экспорт нефти в России с 1 мая 2014 года сократится на 10,9 доллара и составит 376,1 доллара за тонну, передает ИТАР-ТАСС.
Льготная экспортная пошлина на нефть для ряда месторождений с 1 мая 2014 года составит 182,4 доллара за тонну против действующей в апреле пошлины в размере 190,8 доллара за тонну. Льготная экспортная пошлина на высоковязкую нефть в следующем месяце будет равняться 37,6 доллара за тонну.


Пошлина на нефтепродукты на май устанавливается в размере 248,2 доллара за тонну против нынешних 255,4 долларов за тонну, на бензин - 338,4 доллара за тонну против 348,3 доллара за тонну в апреле, на дизель - 244,4 доллара за тонну.

Ценам на нефть ничего не угрожает

WTУгроза западных санкций заставила задуматься о главной угрозе, маячащей перед российской экономикой: падению мировых цен на нефть. О том, что цены на нефть скоро резко упадут, не говорит сейчас только ленивый.

На чем основаны эти страхи? Как минимум на четырех обстоятельствах.

Во-первых, говорится, что темп роста спроса на нефть (а ее потребление выросло в последние 25 лет на 35%) снизится, по мере того как китайская и другие развивающиеся экономики замедлятся. Во-вторых, утверждается, что новые технологии добычи обеспечивают рост запасов нефти куда больший, чем рост производства, и потому нефть может перестать быть редкой, что обеспечивало ей высокую цену.

В-третьих, упоминаются требования экологов, которые могут перенести акцент на неуглеводородные источники энергии. В-четвертых, подчеркивается преходящий характер спекуляций на нефтяных фьючерсах и возможность ограничений таковых со стороны финансовых властей, что способно привести к резкому обрушению рынка.

Однако пока заметить влияние этих факторов трудно. С 2007 по первый квартал 2014 года среднегодовые цены на нефть марки Brent оставались поразительно устойчивыми: 72,4 долл./барр. в 2007 году, 97,3 долл./барр. в 2008-м, 66,0 долл./барр. в 2009-м, 79,5 долл./барр. в 2010-м, 111,3 долл./барр. в 2011-м, 111,7 долл./барр. в 2012-м, 108,0 долл./барр. в 2013-м и 105,8 долл./барр. в первом квартале 2014 года. В последние четыре года колебания не превышали 3—5% — рекорд стабильности, невиданный с рубежа 1960-х и 1970-х годов.

Все это время производство подтягивалось за спросом, серьезных проблем не возникало. Почему же сейчас аналитики пророчат крах? На мой взгляд, перспективы нефтяного рынка довольно безоблачны и на это есть как минимум четыре причины.

Экономика приспособилась

Первая, и самая фундаментальная причина, — экономика ведущих стран приспособилась к сложившимся ценовым пропорциям. Резко выросшая энергоэффективность позволяет не только экономить топливо, но и дорого за него платить. В 2012 году все автомобили Германии потребляли на 20% меньше бензина, чем автомобильный парк ФРГ в 1974 году.

Цены на нефть растут, но расходы на энергоносители в экономике сокращаются. Сегодня в США потребляется 6,85 млрд барр. нефти в год — ее текущая стоимость составила в 2013 году 740 млрд долл., или 4,45% американского ВВП. В ЕС в 2013 году было использовано 4,65 млрд барр. нефти на 507 млрд долл., что составило 2,85% ВВП Евросоюза. В 1983 году соответствующие показатели для США и ЕС-12 составляли 4,84% ВВП и 3,75% ВВП.

А чем меньше роль энергоносителей в расходах, тем выше могут быть цены на них, не нанося существенного вреда экономическому росту. В 2003—2004 годах многие экономисты всерьез утверждали, что рост цен с тогдашних 30—35 долл./барр. до хотя бы 60 долл./барр. приведет мировую экономику к краху. И что-то подобное действительно произошло? Отнюдь. Поэтому рост цены до 120 и даже 150 долл./барр. вряд ли остановит экономический рост — а значит, «противопоказаний» против такого повышательного тренда нет.

Политика гонит цену вверх

Вторая причина — геополитическая. За последние полтора десятилетия в мире многое изменилось. С одной стороны, исламский мир и страны Персидского залива стали источником существенной нестабильности и головной боли для Запада. С другой стороны, набравший темп Китай превратился во вторую по мощи державу мира, которая бросает вызов США.

Из этого вытекают два обстоятельства. Мусульманский мир не стоит дестабилизировать — а это обеспечивается лишь высокими ценами на нефть. Бюджет Саудовской Аравии, например, сбалансирован при 85—90 долл./барр. — а об «арабской весне» в этой стране не мечтает никто.

Китай в отличие от США остается преимущественно индустриальной страной и потребляет больше нефти на доллар произведенного валового продукта, чем Америка, следовательно, именно он окажется бенефициаром снижающихся цен на сырье, если они станут реальностью. Дестабилизировать наиболее «антиамериканский» регион мира и в то же время усиливать главного соперника — не слишком ли высокая для Америки цена новой игры на понижение?

Демпинга не будет

Третья причина — чисто экономическая. Сегодня считается, что падение цен будет вызвано открытием огромных резервов труднодобываемой нефти: сланцевой и нефти на глубоководном шельфе.

Действительно, прирост запасов составил более 1,1 трлн барр. — хватит на 30 лет добычи — и нашли эти резервы всего за пять последних лет. И газа тоже немало. Но давайте задумаемся о том, где их нашли: около половины этих ресурсов приходится на США, Канаду, тихоокеанский шельф и Европу. Венесуэла с запасами в 220 млрд барр. нефти в нефтеносных песках не в счет — она и обычной нефти добывает все меньше с каждым годом: занята революцией, а не экономикой.

В США и Канаде нефтяники заинтересованы в замещении импорта, но никак не в падении цен на свою продукцию. Сланцевый газ в Америке сегодня почти втрое дешевле, чем российский в Европе, но никто не доказал, что в случае формирования его глобального рынка подешевеет газ в Европе, а не подорожает в Америке. Разработка новых месторождений — дело недешевое, тем более когда они открываются в странах, никогда не отличавшихся стремлением демпинговать своими товарами.

Экологическое лобби

Четвертая причина — культурная и социальная. В последние десятилетия экологическое сознание стало фактором политики и экономики. В 2013 году в Германии впервые случился день, на протяжении которого в электросети страны поступало больше 50% энергии, выработанной альтернативными методами генерации.

Это пока не правило, но Дания намерена отказаться от углеводородов при выработке электрической и тепловой энергии к 2028 году. Сегодня альтернативная энергетика — это бизнес с оборотом более чем 900 млрд долл. в год, и он заинтересован в том, чтобы цены на нефть были возможно более высокими — иначе их инвестициям не окупиться. В середине 2000-х годов вложения сюда были эффективны при цене нефти в 55 долл./барр., сегодня — при 65—70 долл./барр. Дешевая нефть — кошмар для экологического лобби, а оно сегодня сильно как никогда.

Одним словом, я считаю, что наряду с вескими причинами для удешевления нефти имеются не менее серьезные, для того чтобы этого не случилось.

Более того, положение на рынке в последние годы показывает, что баланс между разнонаправленными группами факторов устойчив. Ситуация 2008—2009 годов, когда нефть за семь месяцев подешевела со 147 долл./барр. до менее чем 40 долл./барр., а затем за 15 месяцев вернулась к уровням около 90 долл./барр., показывает, что даже обрушение спекулятивной компоненты, заложенной, казалось бы, в цене, не привело к нарушению баланса.

Наверное, в очень далекой перспективе нефть и не будет цениться так высоко, как сегодня. Однако ожидания ее радикального и долговременного удешевления выглядят не слишком рациональными.

Постиндустриальный мир, который, как считалось, должен обесценить значение ресурсов, оказался миром, в котором их роль настолько сократилась, что общество в силах платить за нефть и газ очень высокую цену, если это помогает решению многих других проблем — экономических, геополитических, социальных и даже отчасти идеологических.


Автор статьи: Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества.

Крым заправится в России

azs47Крым планирует с 1 мая снизить цены на бензин почти на 25%, заместив украинское топливо на российское. Раньше нефтяные компании из России отказывались наращивать поставки, так как им не с кем было заключать договоры.
Крымские АЗС перейдут на российские цены на топливо с 1 мая, сообщил первый вице-премьер региона Рустам Темиргалиев.
«На встрече с нефтетрейдерами, работающими в Крыму, договорились о постепенном переходе АЗС на российские цены на топливо, которые заметно ниже украинских», — написал Темиргалиев на своей странице в Facebook. Он добавил, что крупнейшие российские компании уже наладили каналы поставки и хранения топлива.
По данным российского Минэнерго, переговоры уже проведены с ЛУКОЙЛом, «Газпром нефтью» и «Роснефтью», которые уже присутствуют на рынке полуострова. ЛУКОЙЛ готов технически обеспечить поставки нефтепродуктов в Крым в необходимых объемах, сообщили РБК в пресс-службе компании. Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев, в «Роснефти» не ответили на запрос.
На севастопольских АЗС бензин Аи-95 сейчас стоит от 13,09 до 14,29 гривен за литр (39,8—43,44 руб. по текущему курсу ЦБ РФ). По данным Росстата, в России средняя потребительская цена на бензин Аи-95 на 31 марта составляла 33,21 руб. за литр. Таким образом, топливо в Крыму может подешеветь на 16,5—23,5%.
Раньше большую часть поставок топлива на полуостров осуществляли украинские компании. После присоединения Крыма к России возникли проблемы с топливом, в начале апреля его запасов осталось на несколько дней. Российские компании, которые собирались заместить украинские, столкнулись с проблемой неплатежей, поскольку на полуострове не было зарегистрировано соответствующих юридических лиц для заключения контрактов по поставкам, рассказали РБК в одной из компаний.
Эта проблема решена, поскольку на топливном рынке Крыма уже зарегистрированы российские юридические лица, которые заключили договоры о поставках нефтепродуктов на полуостров из России, сообщил РБК министр топлива и энергетики Крыма Сергей Колобов. «Никакого дефицита топлива в Крыму не будет», — заверил он. По его словам, до конца апреля украинское топливо будет полностью замещено на российское.
По данным Минэнерго, потребление бензина в Республике Крым оставляет 168,2 тыс. т (в том числе население и промышленные объекты — 157,2 тыс. т, сельское хозяйство — 8,6 тыс. т, дизель-генераторные установки — 2,4 тыс. т), сообщал ИТАР-ТАСС. В целом Крым и Севастополь потребляют 215,7 тыс. т бензина в год.

Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вновь опаздывают с модернизацией

Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) вновь опаздывают с модернизацией, которая необходима для перехода на более качественное топливо. По итогам 2012-2013 гг. семь необходимых для этого установок на шести НПЗ не были вовремя введены в эксплуатацию, их ввод перенесен на 2014 г., сообщил вчера руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин.
Это установки на Астраханском ГПЗ (установка изомеризации; завод принадлежит «Газпрому»& Новокуйбышевском НПЗ (каталитического риформинга; «Роснефть»& Уфимском НПЗ (гидроочистки бензина; «Башнефть»& и Хабаровском НПЗ (гидрокрекинга и гидроочистки дизельного топлива; Alliance Oil). На стадии пусконаладочных работ находятся установка гидроочистки дизельного топлива на заводе «Газпром нефтехим Салават»& и установка алкилирования на НПЗ «Башнефти» — «Новойл». Согласно данным ЦДУ ТЭК, по итогам 2013 г. доля этих заводов (без учета производства Астраханского ГПЗ) в производстве бензина составила 13,2%, дизтоплива — 10,1%.
На данный момент установки на НПЗ «Газпром нефтехим Салават» и двух предприятиях «Башнефти» введены в эксплуатацию, следует из данных Минэнерго. Представитель «Башнефти» это подтвердил. «Газпром нефтехим Салават» на запрос «Ведомостей» не ответил. Представитель Alliance Oil подтвердил, что установки на Хабаровском НПЗ будут введены в 2014 г.
Разница в оценке сроков пуска связана с тем, что данные Минэнерго основываются на отчетности нефтяных компаний и анализе изменения производства нефтепродуктов на НПЗ, а оценки Ростехнадзора — на документах об окончании строительства, оформление которых может задерживаться, пояснил представитель министерства.
Алешин сообщил также о невыполнении планов модернизации в установленные сроки Марийским НПЗ. В 2013 г. завод перешел в собственность ВТБ& Представитель банка отказался от комментариев. Какие установки завод не ввел вовремя, он не сказал. Сдвигают сроки ввода ряда установок также Рязанский НПЗ («Роснефть») и «Таиф-НК», на которых в начале 2014 г. произошли пожары, сказал руководитель Ростехнадзора.
Работы на НПЗ находятся в активной фазе — установка риформинга Новокуйбышевского НПЗ (проводятся пусконаладочные работы) и установка изомеризации на Рязанском НПЗ запланированы к вводу в 2014 г. Ведется работа по корректировке соответствующих положений четырехсторонних соглашений, сказал представитель «Роснефти».
В 2011 г. топливо «Евро-2» было запрещено к обороту. Но НПЗ технически оказались не готовы производить топливо более высокого качества. В итоге в стране возник дефицит нефтепродуктов, а цены на них выросли, по данным Росстата, на 13,8% (инфляция в 2011 г. составила 6,1%). Правительство разрешило продавать «Евро-2» до конца 2012 г., но обязало компании модернизировать свои заводы с целью постепенного перехода на «Евро-5».
Каждая нефтяная компания подписала четырехсторонние соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. В этих документах содержатся графики ввода различных установок, повышающих качество топлива. Компании часто обращаются с просьбой о корректировке планов модернизации, но не все их ФАС согласовывает, говорит начальник управления ТЭК ФАСДмитрий Махонин. Серьезного отставания по срокам не наблюдается, отметил представитель Минэнерго.
С января 2015 г. в России будет запрещено продавать нефтепродукты «Евро-3». Вопрос о продлении оборота «Евро-3» не рассматривается, уверяет представитель Минэнерго. По его словам, планы по производству бензина и дизельного топлива в целом выполняются.
Аналитики ИАЦ «Кортес» считают, что дефицита топлива после отмены «Евро-3» не будет. Почти все заводы перешли на производство «Евро-4» и выше. Это говорят и сами компании. Представители Alliance Oil, «Башнефти», «Газпром нефти» не видят для себя проблем в связи с переходом на «Евро-4». «Все крупные НПЗ “Роснефти” освоили выпуск различных видов бензинов и дизтоплива по классам 4 и 5», — сказал представитель госкомпании.
Сложная ситуация сейчас у Киришского НПЗ «Сургутнефтегаза»& в 2013 г. объем выпуска бензина «Евро-4» составил 40%, полностью перейти на выпуск «Евро-5» планируется в 2017 г., считают эксперты ИАЦ «Кортес». Получить комментарии «Таиф-НК», «Сургутнефтегаза» и «Лукойла»& не удалось.

Контактные данные

Центральный офис в Брянске:
241020, г. Брянск, ул. Дзержинского, д. 30-Б

Адрес:
Брянск, ул. Дзержинского, 51

Телефоны / ФАКС:

(4832) 754-871, (4832) 754-873,

(4832) 754-874, (4832) 754-876,

(4832) 639-777, (4832) 639-888,

(4832) 639-797, (4832) 639-898

Карта проезда к главному офису