Новости

Новости

Бензин на Брянщине дешевеет, а ДТ – на вес золота

По данным Брянскстата, в январе индекс потребительских цен на автомобильный бензин составил 99,9 процентов.

С ноября 2013 года стоимость АИ-92 медленно, но верно ползет вниз. Так, если в ноябре литр этого вида топлива стоил 28,88 рублей, в декабре - 28,86 рублей, а в январе 2014 года – уже 28,82 рубля.

На четыре копейки по сравнению с концом прошлого года снизилась и стоимость 95-го бензина. Цена литра в январе – 31,39 рублей. А вот дизельное топливо показывает планомерный рост: с 29,43 рублей за литр в ноябре прошлого года стоимость ДТ возросла к январю нынешнего до 31.45 рублей.

 

Источник: ИА "БрянскНовости"

Нефтяное проклятие Венесуэлы

venesuelaНесмотря на то, что за последние 15 лет цена на нефть увеличилась на 363%, инфляция и дефицит бюджета в Венесуэле самые высокие среди стран ОПЕК, — пишет аргентинское издание La Nacion Argentina.
Ряд экспертов на протяжении многих лет утверждает, что в мире есть ряд стран, обладающих несметными богатствами «черного золота», отмеченных нефтяным проклятием. Впервые об этом заговорил 40 лет назад бывший министр нефтяной промышленности Венесуэлы Хуан Пабло Перес Альфонсо, который написал на эту тему очерк под названием «Погружение в дьявольские испражнения».
Для большинства стран ОПЕК результаты экономического развития за 2013 год и прогноз на текущий год имеют положительную динамику, но не для Венесуэлы. У этой южноамериканской страны, несмотря на высокие мировые цены на нефть, самые плохие экономические показатели, и ничто не предвещает улучшение ситуации.
«За последние 15 лет цена на венесуэльскую нефть увеличилась на 363%, но это никак не сказалось на улучшении экономической ситуации в стране. В Венесуэле ощущается острая нехватка иностранной валюты, инфляция в девять раз выше, чем в других странах Латинской Америки, и в 41 раз выше, чем в развитых странах», — сообщил глава консалтинговой компании Kapital Consultores Давид Алайон.
В недавнем докладе British Petroleum указывается, что добыча нефти в странах ОПЕК увеличилась на 27%, в других странах — на 19%. В то же время в Венесуэле добыча нефти за период с 1997 года по 2012 год сократилась на 18%.
Международный валютный фонд (МВФ) отмечает спад экономического развития Венесуэлы. В 2013 году экономический рост в этой южноамериканской стране составил чуть более 1%, инфляция 56,2% — самая высокая в мире. Венесуэла занимает также первое место в мире по дефициту бюджета, который составляет 15% от ВВП. Это означает, что венесуэльскому правительству ежегодно не хватает 45 миллиардов долларов для покрытия государственных расходов.
Для сравнения: в другой нефтедобывающей стране — Норвегии, инфляция составляет 1,7% в год, превышение доходов бюджета над его расходами — 12,3%, золотовалютные резервы более 800 миллиардов долларов.
«Норвегия всегда отличалась высочайшей дисциплиной в расходовании доходов, полученных от продажи нефти. Расходы составляют лишь небольшой процент от выручки. При этом государство сохраняет государственный контроль над ключевой сферой экономики — топливным сектором», — рассказал Франсиско Парис, экономист Лондонский школы экономики.
Норвежцы перед собой поставили цель бережного отношения к природным богатствам и строго следуют этому правилу, беспрекословно выполняя законы правового государства. Норвегия с населением страны чуть более 4 миллионов человек смогла создать сильное и благополучное социально-ориентированное государство с крепкими институтами власти.
Политика Норвегии в отношении ее нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью: здесь на деле была реализована провозглашенная с самого начала концепция «Углеводороды — достояние нации».
Среди стран-членов ОПЕК кроме Венесуэлы также следует выделить Иран и Ливию, которые испытывают серьезные экономические трудности. Иран в силу наложенных на страну экономических санкций ООН в связи с разработкой ядерной программы. Ливия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации после убийства Муаммара Каддафи. Следует отметить, что в этих странах уровень инфляции и бюджетный дефицит остаются намного ниже, чем в Венесуэле.
Лучших результатов в сфере экономики среди стран ОПЕК добились Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Катар, где доходы превышают над расходами на 40%, 55% и 59% от ВВП соответственно. В абсолютных показателях это составляет порядка 100 миллиардов долларов без учета золотовалютных резервов, при этом эти арабские страны успешно проводят диверсификацию своей экономики, в первую очередь ориентируясь на продвижение международного туризма.
Законодательные и конституционные реформы, изменения состава правительства и экономической политики способствуют созданию благоприятного имиджа страны, уменьшают риски и тем самым привлекают инвесторов.
Вот, например, Мексика и Иран, обладающие большими запасами нефти в последнее время пошли именно по этому пути развития. Мексика провела энергетическую реформу, разрешив частному и иностранному капиталу участвовать в разведке и добыче углеводородов.
Президент Ирана Хасан Роухани в свою очередь отказался от разработки ядерной программы ради спасения экономики страны.
«Энергетическая реформа в Мексике пошла намного дальше первоначальных планов мексиканского президента Энрике Пенья Ньето. Она получилась более целостной, по сравнению с аналогичными реформами, которые ранее были проведены в Бразилии и Колумбии. Да, действительно, государственная нефтяная мексиканская компания Pemex не будет размещать свои акции на фондовой бирже, но она получила право на создание совместных предприятий с участием иностранного капитала. Это очень серьезный вызов, который Мексика бросает Венесуэле, так как теперь существует большая вероятность того, что частный капитал может отказаться от инвестиций в венесуэльский энергетический сектор», — считает профессор Гарвардского университета Франсиско Мональди.
Что касается Ирана, то, по мнению американского профессора, до тех пор пока все санкции не будут сняты, рано делать какие-то прогнозы относительно возможного привлечения иностранных инвестиций.

В России предлагают ввести еще одну социальную норму - теперь на бензин

Продавать бензин вдвое дешевле, чем на рынке, в пределах социальных норм предложил президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль. По его мнению, таким образом можно защитить большинство населения от ожидаемого в этом году роста цен на топливо на 2-3 рубля. Эксперты "РГ" идею не поддержали, опасаясь резкого роста цен на топливо сверх этих норм. 

"Это мое личное мнение, пока в отраслевом сообществе оно не обсуждалось, - пояснил "РГ" Геннадий Шмаль. - Пути могут быть и другими. Но половина всех стран так или иначе регулирует розничные цены на топливо, и мировой опыт накоплен уже большой". В Иране, например, существует именно социальная норма - 200 литров в месяц, в пределах которой бензин отпускается по низкой "твердой" цене, а топливо сверх нормы продается по рыночной цене, значительно более высокой. 
По словам Шмаля, в эту норму вполне может уложиться среднестатистический водитель, даже если ездит он на стареньких "Жигулях". 

"В России по социальной норме бензин мог бы стоить 15 рублей за литр. Потому что одно дело пенсионер, другое - предприниматель, который на транспортных услугах делает бизнес", - сказал Шмаль. "В стране 25 тысяч заправок, из них 6-7 тысяч принадлежит крупным компаниям. Часть из них можно перепрофилировать для продажи бензина незащищенным категориям населения или же ввести на них отпуск бензина по талонам", - считает глава Союза нефтепромышленников. Он уверен, что цена бензина к концу года вырастет на 10 процентов. И к этому надо подготовиться. 

Цена на бензин может поменяться не столь значительно, уверен завлабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев. 

Но даже если цена возрастет на 2-3 рубля, то все равно останется в пределах, вполне приемлемых для нашей экономики. Относительно ВВП и уровня цен на топливо в других странах за бензин в России просят вполне адекватные деньги, считает эксперт. При этом стоимость топлива на внутреннем рынке растет медленнее, чем доходы населения, и в последние два года "не успевает" за инфляцией. Другое дело, что рост доходов населения существенно замедлился, и рост цен на 5-10 процентов, который раньше не так бросался в глаза, теперь может быть заметным. 

Вообще, во всем мире уровень цен на бензин формируется почти исключительно налогами, и прибыль от продажи составляет несколько процентов - владельцы АЗС научились делать деньги на сопутствующих услугах и товарах. У нас же, несмотря на то, что 50-60 процентов стоимости бензина приходятся на налоги, маржа переработчиков и торговцев может достигать 20-30 процентов (например, в конце 2013 году на московских АЗС маржа составляла порядка 20 процентов). Но такова специфика российской экономики в целом - у нас высокие транзакционные издержки и торговые наценки почти на все товары и услуги, подчеркивает Валерий Семикашев. 

Эксперт сомневается в эффективности решения социальных задач введением норм на бензин. И в первую очередь потому, что администрирование новой системы потребует больших расходов. Более гибким и экономным было бы предоставлять поддержку нуждающимся в форме денежных выплат, а не норм или талонов, полагает Семикашев. Он предостерег от попыток административными мерами снизить цены на бензин. Совсем дешевым топливо быть не должно, иначе оно превратится в неэффективно сожженный ресурс, а экономика утратит важный стимул для технического переоснащения. Нельзя желать всего сразу: и сбалансированного рынка с низкими ценами, и высоких налогов для решения социальных задач, и повышения энергоэффективности. Государству еще предстоит более четко сформулировать свою цель на рынке автотоплива, уверен Семикашев. 
Идею социальных норм можно рассматривать как некую компенсацию расслоения российского общества по уровню доходов, полагает заместитель директора Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. При нашем уровне среднедушевого ВВП разрыв огромен, и вводя нормы, можно было бы обеспечить некий минимальный уровень потребления, в том числе социальным группам с наименьшими доходами. Но ничего не мешает поддержать их иным, менее экзотическим способом. 

 

Источник: "Российская газета".

Российские СМИ обсуждают очередное подорожание бензина и ставят под сомнение перспективу его дефицита

azs6В России снова дорожает бензин. Падение рубля и сезонное снижение спроса на нефтепродукты сделали для нефтяников привлекательной экспортную альтернативу, что привело к росту оптовых цен на топливо с начала года, пишет «Коммерсант».
В декабре 2013 года за рубеж российские нефтяники поставили 344,7 тыс. тонн высокооктанового бензина (выше рекордных для прошлого года апрельских объемов), а в январе — около 400 тыс. тонн. При этом, согласно данным ЦДУ ТЭК, активно экспортировали все крупные компании без исключения. Привлекательность поставок нефтепродуктов за рубеж, в свою очередь, выросла в связи с сезонным снижением спроса внутри страны и ослаблением рубля — национальная валюта с начала года потеряла свыше 6% к доллару и евро.
Увеличение оптовых цен на высокооктановый бензин в итоге привело к росту спроса и волнениям среди независимых участников рынка нефтепродуктов. Дело в том, что зимние месяцы — время максимальной маржи для владельцев АЗС, которую они могут получить благодаря низким ценам на топливо в опте и стабильным ценам в рознице. В текущей же ситуации при дальнейшем увеличении стоимости нефтепродуктов участники рынка такой возможности могут быть лишены. По словам одного из них, в самом тяжелом положении сейчас находятся владельцы независимых АЗС в Сибири, поскольку самый резкий рост цен пришелся на нефтепродукты Ачинского и Ангарского НПЗ.
Оптовые цены на бензин АИ-92 в Сибири и на Дальнем Востоке выросли с начала года на 9%. В целом же независимые игроки обеспокоены возникновением дефицита топлива и…ожидают, что рост экспорта приведет к ситуации, аналогичной прошлогодней, когда в результате на внутреннем рынке в июле—августе «практически не осталось нефтепродуктов».
Однако в Минэнерго не видят предпосылок для этого, так как сейчас запасы топлива в стране составляют около 1,5 млн тонн (критическим уровнем считается 1,3 млн тонн нефтепродуктов).
Заметный рост оптовых цен на бензин начался в середине января, отмечают «Ведомости». Главные причины — ослабление курса рубля, что увеличило привлекательность экспорта, снижение внутреннего спроса. В 2013 году был утвержден налоговый маневр, который предполагает поэтапное повышение нефтяного НДПИ при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты(заградительную пошлину на бензин не отметили). Так как пошлина на бензин рассчитывается от пошлины на нефть, с февраля ее размер также был снижен на 3,7% до $347,6 за 1 тонну.
Поскольку решение о снижении экспортных пошлин вступило в силу только с февраля, а не с 1 января 2014 года, нефтяники могут получить еще и компенсацию в размере до $150 млн, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники. Предложение было подписано Молодцовым и направлено в правительство.
Нефтяники обещали развернуть экспорт и вернуть бензин на внутренний рынок, если это потребуется», — рассказал участник недавнего заседания штаба Минэнерго по нефтепродуктам В то время как на оптовом рынке ощущается нехватка свободных ресурсов и цены идут вверх, государственные регулирующие органы требуют удержания розничных цен на прежнем уровне,констатирует «Интерфакс».
Таким образом, владельцам частных АЗС надеяться на помощь со стороны государства не стоит. При этом далеко не все участники рынка сохраняют такой же оптимизм, как представители ФАС. Особенностью топливного бизнеса является выраженный циклический характер изменения розничной маржи. Зимой АЗС уменьшают объем реализации вслед за сезонным снижением спроса, но при этом зарабатывают относительно много с каждого проданного литра топлива. Летом, в период пикового спроса, маржа снижается до минимума на возрастающих объемах реализации. Эксперты отмечают, что вначале зимнего сезона маржа независимых АЗС действительно была высокой, но сейчас она снижается.
По мнению генерального директора некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Александра Гудкова, нынешняя ситуация в перспективе может грозить банкротством ряду продавцов бензина. «Зимой-2013/14 накопить достаточного финансового запаса независимым АЗС может не получиться», — сказал Гудков.
Чтобы избежать банкротства, владельцы автозаправочных станций ищут покупателей на свои активы. Информационные системы, предоставляющие информацию о продаже готового бизнеса, сейчас показывают значительное число предложений со стороны собственников небольших сетей АЗС.
Проблема в том, что крупные компании не проявляют заинтересованности в скупке АЗС. Период активного создания и расширения фирменных розничных сетей давно завершился. Самая свежая новость о том, что «Газпром нефть» приобрела сеть бензоколонок, датирована 2012 годом.
Для потребителей описанные выше проблемы малого бизнеса непосредственной угрозы не несут. Больше половины АЗС контролируется вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые не допустят дефицита топлива в своих розничных сетях и будут выполнять предписания регулирующих органов в области ценовой политики. Если курс рубля продолжит снижаться, цены на АЗС постепенно пойдут вверх, но рост будет плавным.

Эксперты опровергли 15-процентный рост цен на топливо

getimgВ 2014 году цены на бензин могут вырасти на 15 процентов. Об этом сообщили многие СМИ со ссылкой на неназванных экспертов. Причина — в повышении налога на добычу полезных ископаемых и снижения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Однако эксперты «РГ» сомневаются, полагая, что рост стоимости топлива вряд ли превысит уровень инфляции.

В прошлом году тоже первичные прогнозы пугали подобным ростом цен на бензин, однако по итогам все оказалось практически на уровне инфляции, напомнил «РГ» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

«Если не будет каких-либо катаклизмов, связанных с резким падением цен на нефть, с продолжением резкого роста рубля, то бензин все-таки будет в пределах инфляции плюс 1-2 процента», — поделился своим мнением эксперт.

Росстат, кстати, пока увеличения стоимости литра бензина «на пистолете» не обнаружил. Однако зафиксировал, что оптовые цены на топливо уже поднялись на 4-6 процентов. И это, в итоге, может дать дополнительную прибавку к розничной цене. В то же время, говорит эксперт «РГ», «есть необходимый запас на НПЗ, который не позволит ценам пойти вскачь». По данным Минэнерго, он составляет примерно 1,5 миллиона тонн. «Этого вполне достаточно, чтобы не допустить резкого увеличения стоимости топлива», — предположил он. Но предупредил: с начала февраля обычно нефтеперерабатывающие заводы начинают закупать нефть по новым ценам и, конечно, небольшой рост цен «на пистолете» возможен, но к итоговому годовому 15-процентному рубежу он вряд ли приведет.

Еще одна опасность заключается в том, что ряд нефтяных компаний сокращают поставки топлива на внутренний рынок в пользу продажи за рубеж. Эти данные не подтверждены официально, однако на такую информацию, что называется, уже есть ответы в Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), представители которых постоянно заявляют, что не допустят дефицита бензина и неоправданного роста цен. Как уже писала «РГ», ФАС предлагает ввести для нефтяных компаний обязательное резервирование нефтепродуктов на внутреннем рынке. А также обязать публиковать в интернете информацию об их остатках на НПЗ и базах.

Тем временем

Автомобильный бензин в январе подешевел на 0,2 процента, в декабре — на 0,5 процента, сообщил Росстат.

Однако по сравнению с январем 2013 года цены на бензин в январе 2014 года повысились на 4,9 процента.

Как сообщалось ранее, в 2013 году бензин подорожал на 5,7 процента, в 2012 году -на 6,8, в 2011 году — на 14,9 процента.

В целом за предыдущую неделю потребительские цены, по оценке Росстата, выросли на 0,1 процента. С начала года — на 0,7 процента.

 

Источник

Контактные данные

Центральный офис в Брянске:
241020, г. Брянск, ул. Дзержинского, д. 30-Б

Адрес:
Брянск, ул. Дзержинского, 51

Телефоны / ФАКС:

(4832) 754-871, (4832) 754-873,

(4832) 754-874, (4832) 754-876,

(4832) 639-777, (4832) 639-888,

(4832) 639-797, (4832) 639-898

Карта проезда к главному офису