Новости

Новости

Топливный рынок охвачен дефицитом бензина

Бензин на оптовом рынке России подорожал за месяц на 2,5 тыс. рублей за тонну и цены продолжают расти. Причины — рост потребления, профилактика НПЗ и участившиеся пожары на заводах. Владельцы АЗС в Петербурге и Ленобласти говорят о дефиците топлива и склонны объяснять его несовершенством работы Минэнерго, которое регулирует этот рынок. Если ситуация не изменится, вслед за оптовыми ценами начнут расти и розничные.

Стоимость бензина на российском оптовом рынке за месяц выросла, в среднем, на 2,5 тыс. рублей за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. По некоторым видам топлива рост составил почти 10%, или 3 рубля за литр. Так, с 15 июня по 15 июля 2014 года средняя стоимость бензина Аи-92 выросла с 34,9 тыс. до 37,7 тыс. рублей за тонну, Аи-95 — с 37 тыс. до 39,5 тыс. рублей.

В связи с небольшими объемами продажи бензина Аи-98 индекс этого товара отсутствует (с начала года на бирже его продали 35,8 тыс. тонн, в то время как 92-го бензина — 2,2 млн тонн). Но как сообщили «Фонтанке» на бирже, на Северо-Западе средняя стоимость 98-го бензина с 16 июня по 11 июля также выросла – с 39,5 тыс. до 42 тыс. рублей.

Участники оптового рынка объясняют рост цен несколькими причинами. Во-первых, летом традиционно растет потребление бензина. Во-вторых, в этот период нефтеперерабатывающие заводы часто закрываются на профилактический ремонт. В-третьих, 15 июня произошел пожар на Ачинском НПЗ в Красноярском крае, принадлежащем компании «Роснефть», в результате чего образовался дефицит нефтепродуктов, который не способны были предотвратить запасы топлива на российских НПЗ, уровень которых упал ниже критичной отметки в 1,4 млн тонн.

Как сообщил «Фонтанке» президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, помимо указанных причин есть еще одна. Ежегодно растет количество автомобилей (год назад в Петербурге их было поставлено на учет около 1,5 млн штук), а запас бензина на российских НПЗ, который, согласно требованиям Минэнерго, должен составлять не менее 1,4 млн тонн, уже многие годы не повышался. Кроме того, ведомство после аварии на Ачинском НПЗ докладывало о сохранении этого запаса и отсутствии дефицита, но, несмотря на это, почти все участники биржевой торговли и оптового рынка убеждены, что запас существует только на бумаге из-за высоких затрат на хранение нефтепродуктов и в связи с отсутствием свободных мощностей резервуарного парка НПЗ.

«Такая ситуация на оптовом рынке возникает второе лето подряд. Если в прошлом году она достигла апогея в августе, то в этом году все предпосылки прослеживались еще в июне. Розничные сети АЗС, безусловно, служат демпфером между оптовыми ценами и автомобилистами, уменьшая маржу и растягивая влияние скачков цен на бирже во времени на 3-4 недели. Однако Минэнерго мы бы настоятельно рекомендовали обратить внимание на проблему именно оптового, а не розничного рынка, как и на качество анализируемой им информации. Не вижу смысла прятать голову в песок, когда проблема очевидна», — считает Олег Ашихмин, который также является вице-президентом Российского топливного союза.
Петербургские трейдеры покупают бензин, в основном, у «Сургутнефтегаза» (Киришский НПЗ), «Газпрома» (Ярославский НПЗ), «Роснефти» (Ачинский НПЗ) и «Лукойла» (имеет группу заводов). Среди основных потребителей в Петербурге и Ленобласти — «Несте», «Шелл», ПТК, «Фаэтон», «Линос» и другие. А также — дочерние фирмы компаний-владельцев НПЗ, у каждой из которых здесь тоже сети автозаправочных станций.

В одной из компаний, которая покупает бензин и продает его на АЗС, также считают, что причиной роста цен является не вполне положительная работа чиновников Минэнерго. «Каждое лето эта ситуация повторяется из года в год. Государство говорит, что надо создавать запасы нефтепродуктов, чтобы нивелировать всплески цен при дефиците. Об этом говорится многие годы, но ничего не делается. Каждой весной все участники рынка знают, что их ждут летние грабли. И каждым летом торжественно на них наступают», — считает собеседник «Фонтанки».

Кроме того, в нефтегазовых компаниях нет ясной программы действий по наращиванию остатков топлива и увеличению предложения на рынке, считают некоторые участники рынка. Плюс несмотря на рост потребления бензина в России его экспорт за первую половину 2014 года вырос на 10-12%. Наконец, пожары на НПЗ в последнее время почему-то происходят все чаще, что усугубляет проблему. В феврале произошел пожар на Рязанском НПЗ, в марте — на «Нижнекамскнефтехиме», теперь — на Ачинском НПЗ.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 августа вырастет до $388,4

neft23Экспортная пошлина на нефть в России с 1 августа 2014 года увеличится на $3,2 — до $388,4 за тонну. Сейчас экспортная пошлина на нефть составляет $385,2 за тонну.
Как сообщил эксперт Минфина Александр Сакович, средняя цена мониторинга с 15 июня по 14 июля составила $108,4119 за баррель, или $791,4 за тонну. Таким образом, правительство РФ, скорее всего, установит пошлину на уровне $388,4 за тонну. Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения составит с 1 августа $191,8 за тонну (с 1 июля — $189,4).
Пошлина на сжиженный газ с 1 августа увеличится почти в 1,7 раза и составит $147,4 за тонну против $89,6. Пошлина на высоковязкую нефть увеличится на $0,3 — до $38,8.
Пошлина на светлые и темные нефтепродукты, которая установлена в размере 66% от пошлины на нефть, в августе составит $256,3, с 1 июля она установлена в размере $254,2. Пошлина на экспорт бензина, исходя из коэффициента 0,9, увеличится до $349,5 за тонну с $346,6 за тонну, передает Интерфакс. Пошлина на дизельное топливо с коэффициентом 0,65 от пошлины на нефть с 1 августа составит $252,4 по сравнению с $250,3, действующей с 1 июля.

ОПЕК ждет, что в будущем году спрос на нефть снова начнет расти

opec80409Увеличение потребления нефти в США приведет к развороту четырехлетней тенденции снижения спроса в экономически развитых странах, а увеличение потребления нефти в развитых странах в следующем году будет содействовать общемировому росту спроса на нефть. Такие прогнозы представили в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Первый прогноз ОПЕК на 2015 год предполагает увеличение потребления собственной нефти в США на фоне бума добычи нефти в этой стране.
Новости об этом могут предоставить некоторую поддержку ценам на нефть, которые в последние дни снижаются ввиду перспектив увеличения поставок нефти из Ливии.
В ежемесячном отчете ОПЕК о рынке нефти сообщается, что в следующем году темпы роста мирового спроса на нефть будут увеличиваться на фоне устойчивого экономического роста. Мировое потребление нефти, вероятно, возрастет в 2015 году на 1,21 млн баррелей в день, тогда как в этом году потребление увеличится на 1,13 млн баррелей в день, полагают в ОПЕК. Увеличение темпов роста мирового спроса на нефть впервые с 2010 года будет отчасти связано с ростом спроса на нефть в развитых странах, передаст Прайм.
Эта тенденция подкрепляется резким увеличением спроса на нефть в США, который в 2015 году, согласно оценке ОПЕК, должен возрасти на 180 000 баррелей в день.
В последние годы локомотивами роста спроса на мировом рынке нефти были Индия и Китай. В то же время прогноз ОПЕК предполагает, что темпы роста потребления в этих странах будут увеличиваться медленнее, чем в США, или даже снижаться.

Рост цен на бензин в России продолжает ускоряться

azsПотребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 30 июня по 6 июля повысились на 0,4% в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.

Напомним, что неделей ранее бензин подорожал на 0,3%, до этого — на 0,2%, ранее 2 недели подряд цены прибавляли по 0,1%.
На 7 июля средняя потребительская цена бензина в целом по стране составила 31,99 рубля (поднялась на 13 копеек в сравнении с данными на 30 июня). Стоимость бензина марки А-76 (Аи-80) повысилась на 8 копеек до 29,22 рубля. Цена бензина марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) выросла на 13 копеек и достигла 30,93 рубля. Бензин марки АИ-95 подорожал на 14 копеек до 33,93 рубля. Литр дизельного топлива на 7 июля в среднем по России стоил 33,23 рубля — по сравнению с данными на 30 июня его цена повысилась на 3 копейки.

По информации Росстата, в 60 центрах субъектов РФ зафиксировано увеличение цен на бензин, в том числе в Кирове — на 2,8%.
В Москве потребительские цены на бензин в среднем за прошедшую неделю выросли на 0,2%, в Санкт-Петербурге — практически не изменились.

Цену на бензин набивают оптовые спекулянты

azs29Цена бензина этим летом растет вместе с температурой — за первую неделю июля стоимость топлива марки АИ-92 подскочила на 689 рублей (1,8 %) за тонну, составив 39 тысяч рублей. Бензин АИ-95 подорожал на 574 рубля (1,4 %) за тонну, достигнув 41 тысячи рублей. Вслед за крупным оптом ожидается рост цен и в розницу — к концу лета бензин на заправках может подорожать на 0,5–1,5 рубля за литр. В причинах такого резкого скачка биржевых цен пытаются разобраться регуляторы топливного рынка — Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго. Эксперты, опрошенные АиФ.ru, уверены, что это дело рук спекулянтов, создавших искусственный дефицит бензина на внутреннем рынке.

 

«Рост биржевых цен, который мы наблюдаем с 25 июня, носит кратковременный характер. Он связан со спекулятивным спросом, когда бензин закупается и хранится в ожидании лучшей рыночной конъюнктуры. Например, в ожидании сезонного повышения цен в конце отпускного сезона, связанного с увеличением деловой активности и началом уборочной страды», — считает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бриг.

 

Еще одной причиной роста цен могла стать активная продажа топлива в Западную Европу и Азию в предыдущие месяцы. Ослабление рубля открыло российским нефтяникам привлекательную экспортную альтернативу — ведь исходя из курса национальной валюты высчитывается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

 

Такого мнения придерживается эксперт аналитического центра «ОМТ-Консалт» Оксана Андросова. «Дефицит топлива, который привел к дисбалансу цен, возник из-за экспортной альтернативы. Но сегодня российский рынок стал даже более выгодным в глазах нефтеперерабатывающих компаний из-за образовавшегося дефицита. И если крупные оптовики готовы покупать топливо по завышенной цене, то ни ФАС, ни Минэнерго ничего с этим поделать не могут — рынок есть рынок. А так как мелкий опт у нас завязан на крупном, то и конечный потребитель вскоре столкнется с ростом цен на бензин», — считает эксперт.

 

Впрочем, этот рост будет носить кратковременный характер, подчеркнула Андросова. До середины июля биржевая цена еще немного подрастет — на 200–300 рублей за тонну — а затем начнет плавно снижаться, по мере естественного насыщения рынка топливом. С Оксаной Андросовой согласен и Григорий Бриг, отмечающий, что закрепить высокие розничные цены не позволит антимонопольная служба: «Невысокие розничные цены делают невыгодным закупку бензина по завышенной стоимости. А резко поднять цены в рознице не позволит ФАС. Так что, включится механизм рыночной саморегуляции — и осенью цены вернутся к нормальным майским значениям». Всего же, по мнению экспертов, рост цен на бензин в 2014 году не превысит 5–7 %.
Источник

Контактные данные

Центральный офис в Брянске:
241020, г. Брянск, ул. Дзержинского, д. 30-Б

Адрес:
Брянск, ул. Дзержинского, 51

Телефоны / ФАКС:

(4832) 754-871, (4832) 754-873,

(4832) 754-874, (4832) 754-876,

(4832) 639-777, (4832) 639-888,

(4832) 639-797, (4832) 639-898

Карта проезда к главному офису